В конце XIX в. в Омск проникает еще одна "техническая новинка" - кинематограф. Первый показ кино был устроен в манеже 12 января 1897 г. Всего было показано 5 кинолент: "Человек-змея", "Столярная мастерская", "Купальня", "Улица Парижа", "Прибытие поезда".

Спустя 10 лет, в январе 1908 г., К.Н. Лоранж открыл первый в городе стационарный кинотеатр в доме Г.Л. Баранова (ул. Дворцовая). В Омске в 1909 г., кроме действовавшего кинотеатра, один за другим открываются еще два ("Иллюзион", "Ново-Американский электротеатр"). В течении 1910 г. в Омске появляются: "Прогресс", "Модерн", "Салон", "Миньон", сооружается кинотеатр "Гигант".

Однако следует отметить, что сеть кинематографа в эти первые годы его существования была весьма неустойчивой. Новые кинотеатры порой так же быстро пропадали, как и возникали. Так, в сентябре 1910 г. прекратил свое недолгое существование электротеатр "XX век". В течение 1911 г. в Омске исчезают "Ново-Американский" "Модерн". К 1913 г. из ранее действующих остаются только "Прогресс" и "Салон", но зато появляются новые "Весь мир" и Одеон". Главной причиной подобного явления, по всей видимости, были сильная конкуренция и отсутствие сборов.

 

Репертуар первых кинотеатров был весьма непритязателен и рассчитан на "простого", неискушенного зрителя. Обычно он состоял из одной-двух драм, комедий и показа "картин с натуры" или кинохроники. О репертуаре кинотеатров и репертуарной политике того времени можно судить по рекламным объявлениям, регулярно публиковавшимся в омских газетах.

Так, в начале октября 1910 г. в кинотеатре "Прогресс" были показаны: "трогательная драма" "Великая жертва", "бурная драма" "Ревность цыганки", комедия "Опоздал Мордашкин бедный" ("беспрерывный хохот"), зарисовки "с натуры" "Курортная жизнь" и "Возрождение Мессины", а также французская кинохроника - знаменитый "Пате журнал".

В это же время в "Омском кинематографе" А.Л. Успленьевой (ул. Дворцовая, дом Баранова) показывали исторические драмы "Роберт Молчаливый, герцог Аквитанский" и "Дорога к кресту", комедии "Сон сыщика", "Невеста - невольный спортсмен", "Мордашкин любуется аэропланом", документальную ленту "Отчаянные маневры итальянской артиллерии" и "Пате журнал".

 

Подобный кинорепертуар, рассчитанный на самого непритязательного зрителя, время от времени подвергался критики на страницах омских газет за бессодержательность и ориентацию на "низменные" вкусы. В одной из критических заметок того времени отмечалось, что "обыкновенно синематографы загромождаются мусором, от которого в голове зрителей даже путаются мозги. В самом деле, вот вам примерная (обыкновенно, "грандиозная", "небывалая" и проч.) программа: "Река Арно и ее берега", "Смерть Камбиза", "Моя теща на аэроплане", "Железная дорога в Альпах", "Дурашкин женится" и т. п. При таком репертуаре, наряду с надписями на дверях "Берегите ваши карманы", следовало бы добавить "и рассудок!".

 

Стремясь привлечь как можно больше зрителей в свои заведения и увеличить сборы, владельцы кинотеатров шли на различного рода ухищрения: от показа фильмов "в полуосвещенном электрическими лампочками зале" ("Миньон") до устройства целых концертных программ и благотворительных вечеров. 
Так, в сентябре 1910 г. в театре "Салон" был приглашен выступать во время сеансов итальянский тенор г. Мариани, который по отзывам "Забайкальской нови" имел "выразительный и сочный голос, хорошо обработанный и с технической стороны", в "Омском кинематографе" АЛ. Успленьевой играл "недурно" оркестр и т. п.