Омская городская дума под влиянием общественного мнения в начале XX в. неоднократно ставила вопрос перед правительственными учреждениями об открытии в городе или сельскохозяйственного, или ветеринарного института. С подобными просьбами в правительственный органы обращались и другие сибирские города. Ввиду того что дискуссия об открытии сельскохозяйственного института сильно затянулась, а мировая война лишила государство необходимых средств, Омская городская дума в 1915 г. вынесла постановление об открытии в Омске Коммерческого института. Таким образом, первым омским вузом стал Коммерческий институт, открытый осенью 1917 г. в составе двух отделений: экономического и коммерческо-технического.

Это было частное учебное заведение, находившееся в ведении Министерства торговли и промышленности и содержавшееся, главным образом, кооперативными объединениями: Центрсибирью, Закупсбытом, Синкредсоюзом и др. Возникнув в эпоху революционных потрясений, слабо оборудованное и плохо обеспеченное кадрами преподавателей, оно не сумело просуществовать сколько-нибудь длительное время. Уже в следующем, 1918т. институт был переименован в Политехнический, а затем был соединен с только что открытым сельскохозяйственным институтом.

 

В конце XIX - начале XX вв. Омск стал "вполне театральным городом" и мог "выдержать" целый сезон любую солидную драматическую труппу. Однако положение осложнялось тем, что гастроли театральных коллективов осуществлялись на "случайных", плохо приспособленных сценических площадках Общественного собрания, войскового манежа и т. п.

Рост популярности театральных постановок у различных слоев населения и возможность получить неплохие барыши вдохновили содержателя доходных домов П.К. Сичкарева вложить значительную по тем временам сумму денег - 20 тыс. руб. - на строительство деревянного театра. Неподалеку от Любиной рощи на берегу Оми в 1898 г. было выстроено большое деревянное здание в виде цирка с ареной и окружающими ее амфитеатром и галереей на 800 мест, так называемая "сичкаревка", или просто цирк Сичкарева.

Стремясь побыстрее окупить вложенные средства и получить свой законный барыш, П.К. Сичкарев экономил на всем, где это было только было возможно: от керосинового освещения до театральных декораций. Театральные постановки перемежались с цирковыми представлениями и выступлениями различных гастролеров и состояли, главным образом, из третьесортных русских и переводных мелодрам, фарсов и комедий, бульварно-авантюрных и семейно-психологических драм, которые не удовлетворяли наиболее образованные слои городского населения и вызывали заслуженную критику.

Однако на сцене "сичкаревки" иногда ставились и произведения классического репертуара - пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого и выступали довольно известные артисты.

 

Развитие театральной культуры в Омске и возможность достижения коммерческого успеха в театральном деле подтолкнули городские власти к строительству городского театра. Городская дума на своем заседании 17 февраля 1898 г. признала необходимым устройство в Омске театра "на средства города". Была создана специальная комиссия во главе с городским главой Н.П. Остапенко.

8 июля 1901 г. состоялась торжественная закладка городского каменного театра. Постройка его длилась более четырех лет. Ответственным исполнителем и наблюдателем за строительством был назначен инженер Хворинов. Первый спектакль на новой сцене состоялся 24 сентября 1905 г. Это была комедия Н.В. Гоголя "Ревизор".

Первые несколько театральных сезонов (антрепренер Е.М. Долин) среди постановок преобладали классические произведения русских и зарубежных авторов. Среди них: "Горе от ума", "Дядя Ваня", "Лес", "Царь Федор Иоаннович", "Вишневый сад", "Свадьба", "Женитьба Белугина", "Екатерина Маслова", "Без вины виноватые", "Гамлет", "Разбойники". Были поставлены многие произведения A.M. Горького ("На дне", "Мещане", "Дети солнца", "Дачники" и др.).

 

Однако, чтобы "обеспечить кассу", театральные коллективы были вынуждены почти каждый день давать премьеру, ориентируясь не на истинных театралов, а на широкие слои городского населения, которые наполняли галерку: мелких служащих, студентов и учащихся, мещан и даже ремесленников и рабочих, т. е. именно галерка и обеспечивала эти сборы. Погоня за зрителем и большими сборами часто приводила к "снижению" репертуарной и сценической планки, и тогда на сцене городского театра появлялось большое число низкопробных, чисто развлекательных постановок.


В критической заметке на одну из подобных постановок отмечалось, что "в погоне за развлечением так называемый интеллигентный класс нашего времени ходит слушать оперетку "Ночь любви". Оперетка самого последнего фасона ... Но, Боже мой, какая это белиберда! Или, вернее, вокальная "гримаса" оперного искусства! Такую чепуху рассказать нельзя, в музыкальном же отношении это ряд мотивов из опер и опереток, но в которых лирическое и драматическое содержание подменено скабрезностью".

 

Следует отметить, что репертуарная политика театральной дирекции и коллективов в значительной мере зависела от общественно-политической ситуации в стране. Рост революционных и демократических настроений среди широких слоев городского населения способствовал тому, что в 1905-07 гг. на сцене городского театра было устроено большое число спектаклей, отвечающих этим настроениям. Большой популярностью в эти годы пользовались пьесы "критического" направления, такие как "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Горе от ума" П.Я. Чаадаева, пьесы А.П. Чехова и т. п.

Особое внимание привлекали постановки пьес A.M. Горького. Однако следует помнить, что репертуар театров находился под пристальным вниманием цензуры. Главное управление по делам печати МВД неукоснительно требовало от губернаторов и полиции "неуклонно наблюдать за тем, чтобы драматические произведения исполнялись на сцене в строгом соответствии с текстами цензурованных экземпляров этих пьес".

 

По мере наступления политической реакции постепенно меняются репертуар и характер исполнения долинской труппы. По определению Ландау, серьезная драматургия "во главе с Горьким" оттесняется на второй и третий план, а театральные афиши "начинают пестреть "новинками" вроде инсценировок по роману Конан Дойля "Шерлок Холмс", салонными комедиями - Зудермана "Среди цветов", Гартле-бена "Презрение к женщине" и т. д.".

 

Стремление передовой общественности использовать театр в качестве воспитательного и просветительного учреждения и желание дирекции, антрепренеров и театральных коллективов обеспечить более полные сборы вызвали такое явление, как театральные "утренники" (утренние спектакли), специально ориентированные на учащуюся молодежь, и благотворительные спектакли в пользу учебных заведений. Эти спектакли получили положительный отклик и поддержку местной прессы. Театральный критик "Омского телеграфа", скрывавшийся под псевдонимом "Старый театрал", писал по этому поводу:

"С удовольствием подчеркиваем тот отрадный факт, что "утренники" на сцене нашего городского театра начинают приобретать право гражданства, давая подрастающему молодому поколению эстетическое удовольствие, вполне удовлетворяющее их духовные запросы".

 

Заметную роль в культурной жизни города играли Общественное, Военное, Железнодорожное собрания и Коммерческий клуб. На их сценах не только ставились спектакли и другие представления силами любительской самодеятельности, но и выступали известные в стране гастролеры (артисты, музыканты), устраивались маскарады и танцевальные вечера, чтение лекций и различные выставки. Очень часто подобные мероприятия проводились с благотворительной целью - например с целью сбора средств для нуждающихся учебных заведений, покупки музыкальных инструментов и т. п. В качестве примера можно отметить организацию и проведение в августе 1910 г. в зале Общественного собрания "Западно-Сибирского этнографического вечера", сбор средств от которого пошел в пользу землячества при Томском университете. Особой активностью в эти годы отличались недавно созданные Железнодорожное собрание и Коммерческий клуб.