В начале XX в. технический прогресс начинает вторгаться и в городское благоустройство. В Омске в это время уже работало несколько небольших движков, которые использовались для освещения с помощью электроэнергии некоторых предприятий и ближайших к ним кварталов. Свои электростанции имели драматический театр, кадетский корпус, Общественное собрание, магазин купчихи Шаниной и некоторые другие. В 1913 г. в Омске началось строительство городской электростанции. Строительство водопровода началось только в 1912 г. Однако уже в 1915 г. началась его эксплуатация.

Удаление нечистот ввиду отсутствия канализации осуществлялось с помощью ассенизационного обоза и выгребных ям, т. е. было самое примитивное.

Отсутствие канализации, самая первобытная даже по тем временам система выгребов, мусор на улицах, сильная загрязненность питьевых вод сточными, главным образом из бань, - все это было одной из причин высокой заболеваемости и смертности в городе. Особенно были распространены детские болезни. 
В 1933 г. на 1000 чел. городского населения приходилось 29 смертей. Показатель довольно высокий по сравнению с городами Европейской России.

Медицинское обслуживание в городе было развито слабо. В Омске в 1904 г. была всего 1 больница на 60 мест. К 1910 г. имелись уже 4 больницы на 140 мест и 1 приемный покой на 40 мест. В городе работало всего 62 врача и 169 фельдшеров, акушерок, дантистов. На 1 больничное место приходилось более 700 жителей, на 1 врача - более 2 тыс. горожан. В других крупных городах Западной Сибири положение было, как правило, лучше. Хуже было только в Тюмени.

Особенно неприглядно выглядели городские окраины. В "Справочной книге Омской епархии", изданной в 1914 г., И. Голошубин отмечал, что "остальные части города не представляют собою ничего привлекательного; там получается какая-то смесь контрастов: рядом с какой-либо деревянной лачугой возвышается громадное деревянное или каменное здание, а в соседстве с другой стороны опять какое-либо жалкое полуразвалившееся здание. В особенности бедны постройками окраины города".

 

Интересен в этом отношении доклад о положении окраин Омска, представленный Омской управе Ивановым-Царевым.

Вот небольшая выдержка из этого доклада: "На прогнившем, обращенном в свалку нечистот и постоянно загрязняемом сотнями живущих малокультурных людей участке рождаются и растут дети. Смертность детей громадна - 40 %... Живут здесь все в землянках. Большинство населения, 54 %, - алкоголики. Пьянство здесь невероятно".

По подсчетам автора доклада, в таких условиях проживало более 3 тыс. омичей.

 

Однако описывая бурный рост сибирских городов в начале XX в., Н. Турчанинов отмечал, что "в деле мощения улиц, освещения, водоснабжения и удовлетворения очередных школьных и медицинских нужд города Зауралья в последние годы лихорадочно соперничали друг с другом. Почти каждый город ревниво следит за ходом и успехами городского дела в других центрах". Соперником Иркутска был Томск, претендовавший на звание "Сибирских Афин". 
Новониколаевск в "Сибирских записках" получил титул "Сибирского Чикаго". Омск считался "Сибирской Москвой" и вел соревнование со всеми крупными городами сразу.

Определенно положительные изменения социально-культурного облика городов Западной Сибири были описаны в периодике тех лет.

В журнале "Сибирские записки" за 1916 г. отмечалось, что результаты деятельности городов вполне очевидны: "видоизменилось и видоизменяется благоустройство, городское строительство, культурный уровень населения ... благодаря деятельности городских самоуправлений, в городах почти повсеместно осуществляется план всеобщего обучения, в полной мере оказывается врачебно-санитарная помощь, общественное призрение, улучшено благоустройство проведением мостовых, водопроводов, электричества". Здесь же был сделан вывод о том, что "по роду и характеру деятельности, по текущим задачам - города Сибири близко подходят к своим собратьям Европейской России. Сибирские и российские города - величины сравнимые". Это в полной мере касалось и Омска.

В своих записках Н. Телешов называет Омск "уголком Петербурга".

Вступление в строй Транссибирской магистрали и развитие парового судоходства по Иртышу и Оби привели к усилению темпов урбанизации Сибири. Численность населения городов, лежащих вдоль железной дороги, резко подскочила. Особенно быстрыми темпами шло развитие таких городов, как Омск, Томск и Новониколаевск.

Число жителей в Омске с 1897 по 1917 гг. увеличилось более чем в 3 раза и выросло с 37,4 до 113,7 тыс. чел. В эти годы Омск постепенно становится одним из крупнейших центров не только в Сибири, но и в России. Бурное развитие города приводит к тому, что Омск в конце XIX - начале XX вв. перемещается в Сибири по числу жителей с 3-го места на 1-е, став самым многолюдным городом этого региона, и с 59-го на 19-е место среди всех городов России.