Особенностью сибирской Масленицы прошлых веков являлись конские скачки, называемые "байгой". Сейчас они утратили свое традиционное название и устраиваются лишь в отдельных районных центрах, например в Усть-Ишиме Омской обл. Участвуют в скачках чаще подростки, реже юноши, хотя еще в начале XX в. в них принимало участие все мужское население (кроме стариков), а у казачества - даже женщины. Редко, по сравнению с 1970-1980-ми гг., устраиваются состязания одноконок, пар и троек лошадей, выставлявшихся отделениями колхозов. Подобные соревнования имели большую популярность лет 10-20 назад.

Идея состязательности, присущая многим элементам масленичной обрядности, нашла свое воплощение в различных видах спортивных соревнований. Помимо традиционных ярмарочных поединков -лазание по столбу, бой мешками на бревне, перетягивание каната, борцовские бои, поднятие тяжестей, устраиваются современные состязания - мотокросс, мотобол, гонки картингистов, хоккей, шахматы, шашки, бег на лыжах и коньках, командные эстафеты. В качестве призов для победителей в лазании по столбу выступают традиционные курица, петух, баран, поросенок, а также новые - ковер, часы, сапоги, магнитофон, радиоприемник и другие.


Праздничное действие проходит на стадионах и в парках культуры. На эстрадных площадках разыгрываются театрализованные представления, главными действующими лицами которого являются Зима (Снежная королева) со своей "нечистой" свитой, олицетворяющие силы зла, и Весна с Емелей на печи и другими сказочными героями, представляющими силы добра.

Между ними разыгрывается борьба, из которой победителем выходит, конечно, Весна, а олицетворяющее зиму соломенное чучело сжигают (предварительно облив керосином) на большом костре, сопровождая это пожеланием избавиться от пьянства, лени, воровства и других пороков. Подобные   лозунги,   распространенные в 1970-1980-е гг., вполне соответствовали задаче воспитания нового человека - строителя коммунизма. После представления выступают фольклорные коллективы. В последнее время часто приглашаются на сцену казачьи ансамбли. Затем устраиваются конкурсы песен, частушек, танцев, в которых могут принять участие все желающие, что положительно сказывается на активизации населения. В городах зрители, глядя на купающихся моржей, сами могут окунуться в ледяную прорубь.

 

Таким образом, а современных проводах Русской зимы, помимо возрожденного названия "Масленица", в непосредственной или измененной форме сохранились такие традиционные масленичные элементы, как катание на лошадях и с гор, скачки, обильная пища, ярмарочная торговля, ранее более характерная для городов и крупных сел, некоторые виды спортивных состязаний, сжигание соломенного чучела.

В то же время исчезли обряды, связанные с молодоженами, игра "взятие снежного городка"; традиционное ряженье сохраняется в сценическом варианте, а масленичный "поезд" с имитацией занятий крестьян (прядения, ткачества, рыболовства) исчез совсем. Для широких масс населения ушла в прошлое замечательная традиция последнего праздничного дня - просить друг у друга прощения (вероятно, она сохраняется среди верующих людей). Появились и негативные новшества, например, участие женщин в бое мешками на бревне (как это было в парке культуры и отдыха Советского района Омска в марте 1997 г.).

 

В 1990-е гг. в народных гуляниях часто стали принимать участие детские и взрослые фольклорные коллективы, исполняющие традиционные масленичные песни. Работниками культуры и образования предпринимаются попытки возродить знание основных обычаев Масленицы: в школах, детских садах, библиотеках, музеях собравшимся рассказывают об языческих корнях праздника, загадывают загадки, поют народные песни. С детьми водят хороводы вокруг масленичного чучела, играют в народные игры, угощают гостей чаем и блинами.

 

С увеличением потока информации о традиционных праздниках, люди все больше пытаются следовать народным традициям,. Все чаще можно встретить детей и взрослых, покупающих веточки вербы к дню Вербного воскресенья. Порой их не освящают в церкви, а просто ставят в вазу как знак сохранения традиции или хлещут друг друга не столько "для здоровья", сколько для игры.

На селе до сих пор бытует обычай выгона скота в поле освященной вербой и крошения ее в семена при посадке, а также некоторые магические обряды, связанные со скотом, совершаемые в Великий четверг (например, в Малой Таве Усть-Ишимского района Омской обл. скоту подрезают хвосты и кладут в угол хлева, а нож втыкают в дверную притолоку, "чтобы скотину не увели").

Все больше появляется хозяек, стремящихся навести порядок в доме именно в день Чистого четверга, и людей, желающих поправить свое финансовое положение путем пересчета денег в этот день.

 

Возрождение традиций во многом будет зависеть от восприятия их детьми, в воспитании которых важная роль отводится коллективам детских дошкольных учреждений. В детском саду № 1 Калачинска с недавнего времени стали проводить праздник Вербного воскресенья. 
В этот день дети приходят одетыми в русском народном стиле: девочки -в цветастых сарафанах с атласными лентами на голове, мальчики - в рубашках "навыпуск", подпоясанных красивыми поясками. В доступной форме воспитатели рассказывают ребятам о праздновании Вербного воскресенья на Руси, водят с ними хороводы, поют старинные песни, хлещут "для прибавления здоровья" веточками вербы, угощают испеченными "козульками". Дети получают массу удовольствия, с радостью участвуют в народных играх, поют частушки.

На Пасху в другом детском саду (№ 103 Куйбышевского POHC) Омска) с детьми в сопровождении русской народной музыки проводят игры с окрашенными яйцами, учат малышей самих расписывать яйца традиционным орнаментом.

Вообще, пасхальное окрашивание яиц - один из наиболее стойких элементов календарной обрядности. Яйца красят все слои населения, используя для этой цели не только традиционную луковую шелуху, сушеные травы и лоскутки тканей, но и имеющиеся под рукой материалы - зеленку, марганцовку, акварельные краски, гуашь, фломастеры и появившиеся недавно в продаже специальные пасхальные краски. Сохраняются также обычаи христосования, битья и обмена яйцами.

 

Праздник Пасхи в течение долгого времени изживался из общественной жизни. В советский период немногие посещали в этот день церковь из-за боязни преследования. Даже яйца красили тайком, особенно люди, занимавшие высокое социальное положение.

Однако во многих семьях красили яйца, готовили куличи и сырные пасхи не столько в связи с религиозными побуждениями, сколько как дань дедовской традиции. Сегодня, с либерализацией отношения государства к церкви, Пасха превращается во всенародный праздник, в котором принимают участие все слои населения: по данным этносоциологического опроса, Пасху отмечают 92 % респондентов.

Радио, телевидение, газеты освещают основные обрядовые действия Страстной и Пасхальной недель. Священнослужители выступают с поздравлениями. Предприятия общественного питания готовят к Светлому Христову Воскресенью куличи. Госзнак печатает пасхальные поздравительные открытки. Возобновляются знаменные колокольные звоны. Но причт уже не ходит, как прежде, по домам селений, чтобы отслужить молебны и освятить семена перед посевом.

Одно из самых любимых развлечений молодежи на Пасху, катание на качелях, уже давно лишилось магической окраски и происходит не только в пасхальные дни, но и в течение всего весенне-летнего периода. А вот хороводы ушли из жизни широких масс населения, оставшись атрибутом фольклорных коллективов. Кое-где пытаются совместить празднование Пасхи с выставкой изделий декоративно-прикладного искусства, как это делают, например, в Усть-Ишиме.

Здесь организуют "Славянский базар" - выставку-продажу кружев, писанок, сшитых тапочек, вязаных варежек, носков, салфеток, воротничков, трещоток, плетеных корзин, вырезных досок, кашпо, глиняных игрушек, лаптей. Зал украшают вывеской с изображением писанки с буквами "ХВ" и свечами. На покрытом тканой скатертью столе помещают куличи, крашеные яйца. Подобные выставки-продажи нравятся сельчанам. Сюда ходят как в музей, ощущая потребность прикоснуться к эстетике прошлого и восхититься мастерством современных умельцев.

В меньшей степени, чем Пасха, сохранились обряды другого великого религиозного праздника Троицы. Лишь в церквях и некоторых домах украшают в этот день зелеными березовыми ветками и цветами. В селах еще остался, хотя и в редуцированной форме, обычай завивания венков и пускания их по воде. Зато сохраняется традиция посещения могил умерших родственников и друзей в Родительский день и на Троицу, что во многом объясняется нравственно-этическими соображениями. В последние годы количество лиц, посещающих в этот день кладбища, значительно увеличилось. Этому способствовала позитивная деятельность местных административных органов, организующих транспортную доставку людей, торговлю, правопорядок в местах скопления народа в дни поминовений.