С развитием физкультуры и спорта существовавшая в традиционной культуре традиция рождественских забегов получила новое звучание: стали устраиваться марафоны, посвященные Рождеству (причем первым стартует Дед Мороз), и новогодние заплывы моржей.

Еще одна традиция - строить снежные городки и горки - перешла в святочный цикл обрядов из масленичного, но сейчас ледяные крепости играют лишь эстетическую роль, в то время как раньше они были важным компонентом любимой забавы взрослых и детей (взятие снежного городка), зато горки по праву стали самым популярным новогодним развлечением людей всех возрастов.

 

Новый год как государственный праздник новолетия начал оформляться в 1930-е гг. По подсчетам социологов, 93 % омичей считают Новый год самым любимым праздником.

Сейчас как в городе, так и на селе он проходит примерно по одному сценарию: 31 декабря в сельских и городских Дворцах культуры устраиваются торжественные вечера, с подведением итогов года, театрализованным представлением, праздничной беспроигрышной лотереей и конкурсами под девизом "Кто быстрее", "Кто лучше", "Кто сильнее". 
Центральными фигурами праздника являются Дед Мороз и Снегурочка, персонажи, созданные творчеством масс из произведения А.Н. Островского "Снегурочка", русского ряженья (образ "деда"), образа святого Николая. Новогодний костюмированный бал также уходит своими корнями в русское ряженье. Сейчас наряжаются в основном дети и подростки. 
Наряду с традиционными костюмами животных - медведя, зайца, лисы, курочки, петушка, популярны костюмы литературных сказочных героев - Бабы Яги, Красной Шапочки, Золушки, Снежной Королевы, феи, Робина Гуда, Кота в сапогах, мушкетеров, доктора Айболита, Буратино, Мальвины, а также любимых мультипликационных героев - Чебурашки, крокодила Гены и других.

В предпочтении костюмов сказывается влияние эпохи - экономические, научные, спортивные достижения, политическая конъюнктура, мода, воздействие кинематографа. Так, если в 1950-е гг. наряжались в национальные костюмы - символы различных республик СССР, колосом пшеницы, початком кукурузы, то в 1960-1970-е гг. - космонавтами, роботами, звездочетами, а в 1980-е -шахматными королевами, олимпийскими медвежатами.

В 1990-е гг. под влиянием западных мультсериалов появились костюмы Черного Плаща, Белоснежки, гномов. Получают распространение костюмы, выполненные участниками театров бумажной моды полностью из целлофана154. Сейчас все больше появляется костюмов в народном стиле, а также костюмов животных, чей год наступает согласно восточному календарю (например, ряженье "свиньей" в 1995 г.).

 

Торжественные вечера, которые сейчас проводятся реже, чем 10-20 лет назад, заканчиваются ближе к полуночи. Все расходятся по домам, где встречают Новый год согласно традиции в кругу семьи праздничным застольем, просмотром телепередач, реже - пением народных песен. Если Новый год встречают с друзьями, то устраивают игры "Барыня прислала", "Телефон", "Вопрос - ответ", срезание призов, жмурки, розыгрыши - все это в зависимости от возраста, интеллектуального развития, интересов, социальных запросов собравшихся.

 

Около двух часов ночи народ опять заполняет улицы и площади городов и поселков, чтобы слиться в едином потоке гуляющих вокруг празднично украшенных елок и ощутить себя частью целого. Кое-где появляются ряженые, чаще "цыганки" и "шуты", реже Деды Морозы и Снегурочки. Гуляющие поют народные песни, частушки, пляшут, катаются с ледяных горок. Праздник продолжается вечером 1 января у друзей, родственников, в парках культуры, где катаются на украшенных тройках лошадей. Поскольку один и тот же человек является членом разных коллективов, то он встречает праздник несколько раз - в кругу семьи, друзей, родственников, в трудовом или учебном коллективе, в детском саду, во Дворце культуры (ТЮЗе, цирке, Концертном зале филармонии), в обществах по интересам.

 

С введением в календарной системе так называемого "нового стиля" (григорианского) 14 февраля 1918 г. православные христиане столкнулись с определенными трудностями, когда Новый год оказался отброшенным в Рождественский пост, запрещающий обильное потребление пищи, спиртные возлияния и веселье. Поэтому с этого времени в народе укоренилась традиция отмечать Новый год два раза - по григорианскому и юлианскому календарю ("старому стилю").

К "старому Новому году" часто бывают приурочены традиционные календарные обряды: колядование - хождение по домам селений или квартирам многоэтажных городских домов с пением колядок-благопожеланий и величаний хозяев, посевание зерном, святочные развлечения молодежи (разваливание поленниц дров, снятие дверей с петель, подвешивание саней на деревья и т. д.), переходящие порой в хулиганство.

В южных районах Среднего Прииртышья, где произошло смешение русского, украинского, казахского населения, устойчиво сохраняется традиция ряженья на "старый Новый год". Здесь остаются популярными костюмы "козы", "медведя", украинских Солох, азиатских старцев в чалмах, русских Петрушек.

 

Всплеск интереса к народным традициям и увеличение потока информации о народных праздниках в последние 5-7 лет привели к усилению творческой активности масс и распространению традиций в их новом варианте. Так, группы омских старшеклассников уже несколько лет подряд, нарядившись цыганками и скоморохами, зная один-два куплета колядок, ходят по знакомым, на улицах останавливают прохожих и проезжающих на автомобилях, поздравляя всех с Новым годом и с успехом набирают целые пакеты конфет, шоколада, мороженого, сигарет для своей вечеринки. А старушки-нищенки, помня о традициях святочного милосердия, обходят коммерческие ларьки на рынках и "прославляют" их владельцев, выпрашивая таким образом подаяние. Это является наглядным примером наполнения старой формы новым содержанием.

Еще один важный элемент святочных праздников - гадание -бытует в игровой форме в среде городской и сельской молодежи. Предпочтение здесь отдается спиритическим сеансам и наиболее простым народным гаданиям, доступным по месту проведения и материальному обеспечению (сжигание на сковороде бумаги, выливание белка, гадание с зеркалом). Популяризации ворожбы способствуют средства массовой информации, освещающие на страницах газет и в эфире разнообразные виды традиционных и современных гаданий.

 

Крещение, в годы советской власти отмечавшееся лишь пожилыми людьми, теперь нередко отмечается и молодежью. Восстановлена традиция крестных ходов на "иордани", из которой после освящения набирают святую воду, выстраиваясь в очереди, причем приезжают за ней не только на санках, но и на иномарках. Дома по-прежнему старушки проставляют кресты на дверях и окнах, а в сельской местности и в хлеву, чтобы "не проникла нечисть в жилище православного человека".

Проводы Русской зимы -праздник, следующий после Нового года по популярности и значимости, ведет свое происхождение от славянской Масленицы. В последнее время его все чаще называют Масленицей, но по сути он так и остается "проводами", так как не выдерживаются традиционные сроки проведения (последняя неделя перед Великим постом), а празднование приурочивается к теплой погоде (обычно конец марта).

Это приводит к тому, что "широкую, разгульную" Масленицу празднуют на первой или второй неделе поста, вопреки церковным канонам и народной традиции, запрещающим веселье и обильное потребление пищи в этот период. Но по сравнению с 1960-1980-ми гг. проведение Масленицы все же больше приблизилось к традиционному, в чем немалая заслуга культработников.

Проводы Русской зимы являются полностью общественным праздником, который практически не отмечается дома (за исключением стряпания блинов в некоторых семьях), хотя традиционная Масленица известна обычаями гостевания и совместного застолья родственников и знакомых.

Сейчас вряд ли найдется зять, который собирается к теще "на блины", и невестка, приглашающая золовку на посиделки. Название дней масленичной недели узнают из средств массовой информации и гуляют этот праздник всего один день (субботу или воскресенье).

Проводы Русской зимы - контаминированный тип праздника, в котором получили развитие новые формы досуга, а старые традиции выступают в виде обобщенных форм-символов. Одним из таких масленичных символов являются блины, их пекут в семьях, ими торгуют на улицах. Пытаясь отразить народную тематику, организаторы праздничной торговли украшают лотки самоварами со связками сушек, а продавщиц одевают в русские шали, стилизованные кокошники, пестрые юбки или сарафаны.

На лотках, наряду с традиционными блинами, пирогами, чаем, пельменями, продают шашлыки, чебуреки, "Сникерсы" и другие продовольственные и промышленные товары, что напоминает ярмарки в городах в конце XIX - начале XX вв. 
Сохраняется традиционное праздничное катание на тройках лошадей, украшенных бубенцами, цветными лентами, бумажными цветами, Но если раньше в этом участвовали представители всех возрастных групп, то теперь катание является исключительно детской забавой.