Современное состояние традиционных календарных обрядов у русских Среднего Прииртышья

Вся жизнь человека от рождения до смерти пронизана определенными идеями, которые составляют систему символических действий, называемую обрядностью. В современных календарных обрядах сложным образом переплелись старые и новые элементы, поэтому цель нашего исследования состоит в выявлении традиций и новаций в современной обрядности на примере русского населения Среднего Прииртышья. Это актуально как в теоретическом, так и в практическом плане, прежде всего, потому, что традиционные элементы широко используются в обрядовой культуре нашего времени.

Источниками нашей работы являются материалы этнографических экспедиций Омского государственного университета и Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН 1986-1987 гг. и 1994 г., материалы местной периодической печати и данные личных архивов авторов.

В современном календарном цикле начало года, как и в традиционном календаре, связывают с декабрьско-январским увеличением долготы дня. Но, если в первой трети XX века встреча нового года логично соединялась с идеей рождения богочеловека, и потому большее предпочтение отдавалось празднованию Рождества Христова и Крещения, то в советское время, с изживанием религиозных воззрений, встреча нового года полностью перешла на 1 января, день официального начала календарного года в григорианском и юлианском летоисчислениях.

 

С 1994 г., когда Рождеству был придан статус государственного праздника, его стали более широко отмечать на семейном и общественном уровнях. Это подтверждается результатами этносоциологических обследований, проведенных сотрудниками Омского государственного университета и Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН. Если в 1986-1987 гг. Рождество отмечали лишь 7 % респондентов (в основном лица старшего возраста), то в 1994 г. - уже 83 % опрошенных (представители всех половозрастных групп). Увеличилось число посещающих в этот день церковь как из религиозных побуждений, так и руководствуясь эстетическими мотивами (послушать церковные песнопения, посмотреть праздничное облачение служителей церкви и т. д.). Большую роль в популяризации религиозных праздников играет активная деятельность церковных организаций, пропагандирующих эти праздники на радио, телевидении и в средствах массовой информации (трансляция всенощных служб, послания патриарха в связи с началом Великого поста, его поздравления с Рождеством, Пасхой и т. д.).

 

Большую роль в популяризации Рождества играют работники сферы культуры, которые разрабатывают сценарии проведения празднеств в городе и на селе, основываясь на некоторых народных традициях. Так, в 1995 г. в с. Кибер-Спасское Калачинского района Омской обл. отмечали сочельник (день накануне Рождества) и, по древнему обычаю, зажигали костры, чтобы усопшие родители могли погреться у огня, поминали умерших кутьей146. А в Омске, в центре города, в 1994 г. были организованы рождественские гуляния с театрализованным представлением, в котором "участвовали" исторические и сказочные персонажи: Петр I, бояре, баба Яга, лешие, черти и т. д. Наряду с религиозными мотивами (выступление архиепископа Омского и Тарского Феодосия с напоминанием о библейских событиях рождения Христа), звучали и общечеловеческие (возжигание свечей в память о всех усопших родственниках). Вместе с традициями (ряженье в его театрализованном варианте) имели место инновации (широкое использование пиротехники для фейерверков и современной аппаратуры для молодежной дискотеки).

Бесплатное угощение мороженым всех присутствующих детей явилось, на наш взгляд, продолжением рождественских традиций доброты и милосердия.

Выступление коллективов художественной самодеятельности с показом традиционных народных танцев способствовало пробуждению интереса и уважения к культуре разных этносов. В январе 1997 г. на сценах музыкального театра и академического театра драмы Омска были поставлены мистерии на библейские сюжеты о рождении сына Божьего, что явилось еще одним шагом на пути возвращения из небытия светлого праздника с его идеями всепрощения, добра и милосердия.

 

Проходят рождественские вечера и в сельских Домах культуры. В 1994 г. в с. Усть-Ишим о предстоящем вечере жителей села оповестили по радио и телевидению. В празднично украшенном зале, где была установлена елка, перед собравшимися выступили пожилые женщины с рассказом о традиционном праздновании Рождества, а затем исполнили рождественский религиозный гимн. Стар и млад приняли участие в конкурсах колядок, русской пляски под гармонь, сочинении сказок. "Дед" в шапке-ушанке и лаптях водил "козу" - мальчишку в вывернутой шубе с рожками из бумаги, с колокольчиками на шее и в цветастой юбке. "Коза" скакала по залу и веселила присутствующих.

 

Вождение "козы" не было характерным для этих мест, основное население которых имело генетические корни в севернорусских губерниях, где "водили коня". Незнание местных традиций и отсутствие литературы по западносибирским праздникам привело к тому, что методист при написании сценария опирался на общероссийские источники, которых также недостаточно в сельских библиотеках. Следует отметить позитивное желание организаторов вечера дать наиболее полную информацию для зрителей в доходчивой форме. Так, ведущая рассказала о народных гаданиях и продемонстрировала гадание с курицей для собравшихся в круг девушек. В расписном шатре с прикрепленной над входом подковой (пример неоправданной контаминации различных по своему происхождению элементов) сидела цыганка, которая желающим узнать судьбу ворожила на картах и кофейной гуще.

 

Заслуживает положительной оценки попытка организаторов привлечь к активному участию в празднике взрослых и детей. Дети подыгрывали гармонисту на шумовых инструментах: стиральной доске, "бутылкофоне" (доске с отверстиями, в которые вставлялись бутылки), жестяном ведре, цинковом тазике, деревянных ложках, алюминиевой кастрюле, ухвате, чугунке, заслонке. В этом можно увидеть продолжение традиции хождения ряженых, создававших шумовой эффект для отпугивания "нечистой силы". Помимо исполнения традиционных песен и плясок ("Барыня", "Ой вы, сени, мои сени" и т. д.), звучали и современные эстрадные мотивы ("Ламбада"). В конкурсе "Кто быстрее" две команды соревновались на быстроту одевания в русские народные костюмы. Закончился праздник веселой пляской взрослых и детей под гармонь.

 

В областном центре также имеются свои интересные примеры проведения Рождества. Так, с 1992 г. Омский государственный историко-краеведческий музей проводит музейный праздник Рождества для молодежи. Работники музея организовали праздник на высоком профессиональном уровне. В зале, имитирующем интерьер крестьянской избы (лавка, домотканые дорожки, полотенца, утварь из фондов музея), собираются приглашенные (не более 40 человек).

Ведущая знакомит присутствующих с истоками святочных обрядов. Затем учащиеся школ ставят народную драму "Царь Максимиллиан", участвуют в народных играх "Бояре", "Селезень", "Журавль", "Номера", "Баба" и других. Ряженые (участники фольклорно-этнографического ансамбля музыкального училища) - мужчины, переодетые женщинами, женщины в мужских костюмах (пример традиционного обрядового траве-стизма), цыгане, черти, медведи - требуют платы за участие в вечерке (отгадывание загадок). Тут же водят "коня", на котором восседает парень в маске старухи с двумя ликами, один из которых смотрит в прошлое, другой - в будущее.

Инсценируют народную игру "в покойника" которого могут "оживить" поцелуи присутствующих девушек. Музейные святки завершаются гаданиями. Организаторы сумели объединить в одном празднике знакомство с народными и религиозными традициями, их символикой, участие приглашенных в играх. Здесь нашлось место импровизации, развитию творческой активности, превращению присутствующих из зрителей в участников действа, чего часто недостает в проведении других народных праздников.

Положительные примеры воспитания любви к народным традициям имеются в детских дошкольных учреждениях, где проводятся утренники, посвященные Святкам (например, в детском саду № 403 Омска).