ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РУССКИХ СИБИРЯКОВ

Очерк 1. Рассказы о переселении

История возникновения русских поселений в Сибири, хозяйственный и бытовой уклад поселенцев, дальнейшее их движение на новые территории представляет значительный интерес.

Освоение новых земель, приспособление к жизни в новых условиях и вместе с тем сохранение основных черт традиционного жизненного уклада в материальной и духовной сферах дают возможность говорить об охватившей миллионы человек колонизации территории, измеряемой миллионами гектаров, длительном периоде времени как о сложном процессе развития экономических и социальных структур в переплетении нового и старого укладов и взаимодействии этнокультурных систем в ходе хозяйственного освоения Сибири.

Для дальнейшего продвижения в познании закономерностей и их конкретных проявлений в заселении и социально-экономическом развитии Сибири необходимо изучение микропроцессов хозяйственного, социального, культурно-исторического планов.

В этом смысле требуется привлечение не только обширного архивного материала и исследований историков прошлых периодов, но и свидетельств самих участников переселений, личных впечатлений, семейных преданий и т. п.

Несмотря на некоторую субъективность суждений, невольные искажения при передаче, отсутствие широких исторических обобщений, локальность, эти сведения позволяют выявить интересные бытовые и психологические подробности и детали, мотивировку и причины поступков, дают возможность почувствовать Человека в Истории.

В этом очерке приведены некоторые фрагменты из бесед со старожилами и потомками переселенцев, проживающими в селах Приобья. 
Хронологический охват довольно широк - от XVIII в. до 20 гг. XX в., датировки безусловно весьма приблизительны, так как основаны на устных свидетельствах респондентов, а сами рассказы касаются некоторых частностей, имеющих отношение к конкретным людям и событиям, но не дают полную картину заселения Сибири; однако они позволяют проследить определенные тенденции исторического развития.

В связи с этим представляется необходимым предварить рассказы комментариями, позволяющими прояснить некоторые детали повествований, опять-таки не ставя целью дать исчерпывающий анализ всего процесса переселения в Сибирь: этому вопросу посвящены многие и многие исследования.

Мне хотелось бы выразить свою глубокую признательность моим доброжелательным собеседникам, людям преклонных лет, а в особенности моему отцу - Ю.Ф. Гусеву, весьма подробно познакомившему меня с историей моей семьи.

 

Среди сельских поселений, связанных с сельскохозяйственным и промысловым освоением земель, можно выделить деревни, села, слободы, заимки, займища, починки, погосты. Тогда как хозяйственно-экономическая сущность займищ, починков, заимок, деревень заключилась в сельскохозяйственной эксплуатации земельных угодий, села, погосты и слободы имели и иные функции. 
В частности, в наибольшей Степени административные функции были свойственны слободам, которые во второй половине XVII - начале XVIII вв сыграли заметную роль в развитии русского расселения, когда переселенцы и уже осевшие в Сибири русские старожилы начали осваивать лесостепную поносу, более благоприятную, чем таежная, для развития сельского хозяйства.

 

В Сибири, кроме служилых слобод, такое же название носили поселения, где жители занимались земледелием и пользовались льготами, которые давались новоприбывшим туда поселенцам в уважение к их недавней оседлости. По словам Н.И. Костомарова, "в XVII в. служилые люди ходили по Руси и вербовали народ в Сибирь, заманивая обещаниями разных льгот; сверх того, для перехода давались охотникам подможные деньги. Эти поселенцы обязаны были пахать известное количество земли и, собирая с нее хлеб, доставлять его в юрода для прокормления служилых; такие слободы назывались пашенными".

 

Слободы основывали двумя путями: в процессе правительственной колонизации и по инициативе частных предпринимателей. В первом случае местная администрация определяла место поселения и "призывала" поселенцев; управление слободой и выраставшими вокруг псе деревнями поручалось назначенному приказчику. Но более распространен был второй путь, при котором и выбор места, и организацию поселения брало на себя частное лицо - слободчик, действовавший с разрешения местной администрации. В качестве основателей слобод выступали энергичные и предприимчивые крестьяне, часто объединявшиеся с товарищами и родственниками.

 

Заимки возникали всегда по инициативе самого населения в ходе вольного расселения из других населенных пунктов. В начальный период освоения предоставлялся большой простор для самостоятельного приискания земель. При освоении лесостепных и степных местностей все большее значение стали приобретать заимки; заимочное расселение стало характерным для Сибири.

Обработка полей совершалась вдали от деревни, и заимки строились почти каждым крестьянином. Работник не мог каждый день приезжать домой с далекого поля, поэтому он подолгу жил на месте работы, брал с собой семью и вынужден был обустроиться на новом месте - построить избу или землянку, поставить навес для скота, выкопать яму для хранения продуктов, огородить все это изгородью. Таким образом создавались предпосылки для образования новой деревни.

Достаточно было опахать участок или хотя бы проложить полосы пахоты, чтобы земля считалась занятой. Возникающее новое поселение длительное время сохраняло прочную хозяйственную связь с основным населенным пунктом. Сначала на заимках жили в период напряженных полевых работ и держали отгонный скот. При разделах семьи хозяина на заимку отселяли молодую пару. Иногда и сам хозяин мог жить там по нескольку лет.

Наконец, после того как пригодность вновь выбранного места была окончательно оценена и оно хозяйственно освоено, на заимку переселялись окончательно, и она становилась новым постоянным населенным пунктом. Превращение заимки в многодворное поселение проходило путем роста и расселения семьи основателя. Нередко к первопоселенцу подселялись другие семьи.

Факты переездов к родственникам "во вновь отысканные" места, богатые пашенными землями и промысловыми угодьями, часто отмечаются в литературе.
Первоначально право первого захвата было единственным регулятором поземельных отношений. Затем же, при увеличении населения, неизбежно возникали недоразумения и распри, поэтому появилась необходимость раздела земель между волостями и отдельными домовладельцами, для чего приглашались землемеры.

Вольное переселение крестьян в южную полосу степей совпало со стремлением правительства обеспечить рабочими руками и сельскохозяйственными продуктами горные заводы. Поэтому с конца 1750-х гг. правительство поощряло и организовывало переселения добровольцев, создавало компактные группы селений ссыльных. Развивающемуся горнодобывающему и металлургическому производству требовалось все больше рабочих рук, для обеспечения горнозаводских работ правительство приписывало к заводам окрестные селения, крестьяне которых обязаны были регулярно отрабатывать заводские повинности. В Западной Сибири к 1761 г. к заводам были приписаны все деревни Бийского, Томского и Кузнецкого уездов.

 

Селения, в которых проживали каменщики, получившие в 1792 г. статус инородцев и именовавшиеся русскими ясачными, окрестными жителями назывались "ясашными", или "ясак", это название долго сохранялось и после отмены в 1878 г. статуса ясачных. "Ясашные" не прерывали родственно-земляческих связей с населением приобских, кулундинских, иртышских селений. Это, вероятно, нашло отзвук в рассказе В.Ф. Щербининой, который приводится далее.

 

Переселенцы XVIII в., осуществлявшие колонизацию на свой страх и риск, вынуждены были опираться на идейно-религиозную организацию с регулятивной ролью религиозно-идеологических авторитетов в условиях, когда мелкое товарное производство функционировало при отсутствии или недостаточной силе государственной власти и ее идеологического института - официальной церкви.

Скитники, идеологи раскола, составляли органическую часть общественной структуры пионерного отряда колонистов. Нетерпимое отношение церковной и светской властей к религиозной самодеятельности населения на старозаселенных территориях, преследования расколоучителей являлись важным фактором перемещения населения в малообитаемые районы.

Деятельность скитника не была самостоятельной. На первых порах, когда покровители его, намереваясь заняться пашенным хозяйством, вели опытные посевы и заводили огород, "старик" не только молился, читал книги, но при отлучках хозяина, выполнял в его хозяйстве роль сторожа. По мере заполнения территории новопоселенцами расколоучитель обнаруживал свою социальную роль духовного наставника. Общее моление, душеспасительные беседы, выполнение треб и т. п. - этими средствами "старец" помогал семье промысловиков превратиться в реальных хозяев новой территории, осознать себя, свою роль и место.

Скитниками были чаще всего родственники первопроходцев или деклассированные лица, оторванные от своей сословно-классовой среды. Отмечено, что мастеровые, солдаты, заводские крестьяне, убегавшие от подневольного труда или службы в глухие места, будучи в момент побега равнодушны к вопросам веры, в результате жизни в скитах и заимках превращались нередко в поборников раскола под влиянием идеологов старообрядчества. Как мы видим из рассказа Ю.Ф. Гусева, такого же рода процессы происходили и в XIX в.

 

Основным занятием поселенцев было земледелие, которое, превращаясь в товарную отрасль, вызывало необходимость строительства водяных и ветряных мельниц. Первыми обзаводились мельницами наиболее состоятельные крестьяне.

Пашня и мельница гарантировали стабильный доход старожилам. Складывалось типичное для Сибири комплексное многоотраслевое мелкотоварное производство. Потребительские отрасли играли в экономике края подчиненную роль, но благодаря им рос фонд накопления, что создавало условия для осуществления расширенного воспроизводства, несмотря на экстенсивный в целом характер хозяйства. Перевод к расширенному воспроизводству осуществлялся на основе труда членов семейных коопераций, а затем - на базе сочетания труда семейных и наемных работников.

В XIX в. миграционные процессы внутри Сибири и приток населения с основной территории значительно совпадают. На территории Западной Сибири шло дальнейшее развитие сложившегося расселения, укрупнение населенных пунктов путем разделения больших семей и подселения новых жителей.

В начале XX в. основным мотивом для переселения из европейской части России было отсутствие земли, бедность, надежда на изменение судьбы на новом месте. Все новоселы мечтали сделаться самостоятельными хозяевами, но не всем удавалось осуществить свои намерения.