Даниил Васильевич Гапоненко родился в 1921 году в селе Викулово Тюменской области. В 1936 году родители его переехали в село Hазываевское Омской области. Здесь Гапоненко окончил среднюю школу. Учился в Омском сельскохозяйственном институте и одновременно в аэроклубе.
Когда началась Великая Отечественная война, он со второго курса института ушел добровольцем в военную школу пилотов. В 1942 году под Москвой вступил в бой с гитлеровскими захватчиками. Член КПСС. Прошел боевой путь от рядового летчика до командира авиаэскадрильи. Воевал на Западном, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в штурме Кенигсберга. 
Награжден: двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, и многими медалями. После войны работал летчиком-испытателем. В 1956 году окончил военно-воздушную академию. За образцовое выполнение заданий в конце 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звании Героя Советского Союза. Уйдя в запас в звании подполковника, перешел на работу в гражданскую авиацию и служит командиром корабля ТУ-114. Живет в городе Жуковском Московской области.

 

После окончания средней школы Даниил Гапоненко решил посвятить свою жизнь земле. Он поступил в Омский сельскохозяйственный институт, учился прилежно. Все было ново и интересно для юноши. Сессии, практические занятия... но иногда в мыслях ловил себя на том, что хотелось бы быть и летчиком. Увлекся занятиями в аэроклубе. С первого пробного полета понял, что не земля, а небо его будущее.

Душевный разлад решила война. Не раздумывая, добровольцем ушел в военную школу пилотов, после окончания которой, в 1942 году под Москвой вступил в бой с врагом.
Четыре-пять боевых вылетов в день, дальние полеты во вражеские тылы. Такой труд закалил молодого летчика, вскоре ставшего командиром авиаэскадрильи.

Штурм Кенигсберга—этот бой был самым памятным для него. В схватке с врагом побеждали железный характер, воля, выучка, отшлифованное мастерство. Более сотни вылетов на пикирующем бомбардировщике совершил подполковник Гапоненко, нанося удары по живой силе и военным объектам гитлеровцев.

Все это помогло и в дальнейшей работе летчика-испытателя, на которую Даниил Васильевич перешел после войны. Совершенствуя мастерство, он заочно закончил военно-воздушную академию. С именем Даниила Гапоненко, как и с именами его многих боевых товарищей, связано развитие отечественной реактивной авиации. Он летал на различных типах самолетов, в высокие широты, когда вес машины не укладывался в обычное понятие, а продолжительность маршрута измерялась сутками. Земля не дает пеленга, и определить место нахождения самолета можно лишь с помощью приборов и собственного опыта.

Вот что писала после присвоения звания Героя Советского Союза подполковнику Д. В. Гапоненко газета «Советская авиация»: «Испытание тяжелого самолета— одна из труднейших задач. В ее решении активное участие принимал офицер Гапоненко. Новая машина была создана под руководством одного из наших генеральных конструкторов. Она удовлетворяла всем требованиям, предъявляемым к современному дальнему бомбардировщику. Это подтвердили заводские и государственные испытания.
Но в связи с тем, что машина имела огромный полетный вес, надо было всесторонне выявить ее взлетные характеристики, постараться уменьшить, в частности, длину разбега. Подполковник Гапоненко совершил несколько полетов. Он определил, что тяжелый воздушный корабль устойчиво взлетает. Однако полной уверенности в правильности взлета таким способом не было.

Чтобы окончательно убедиться в высоких летных качествах этого воздушного корабля, Гапоненко попросил разрешить ему поднять машину в воздух с полным весом на больших углах атаки. Ему разрешили.

Полностью загруженный самолет вырулил для излета. На старт пришли летчики, инженеры, техники. Их волновал один вопрос: удастся ли Гапоненко сократить на взлете длину разбега? День выдался солнечный, теплый. Это обстоятельство еще уменьшило шансы на успех, не благоприятствовало проведению испытаний...

Взревели двигатели. Воздушный корабль тронулся с места, набрал скорость. В какой-то неуловимый миг между колесами шасси и бетонкой образовался просвет. Самолет взлетел, пробежав расчетную дистанцию.

Первая победа! Через несколько дней Гапоненко точно таким же способом повторил взлет с перегрузочным вариантом и повел машину на высоту».

Отвечая на приветствие земляков, Даниил Васильевич писал:

«Мне приятно было узнать из вашего письма о тех преобразованиях, которые произошли в жизни и облике Называевска. По роду своей деятельности приходится летать на различных типах самолетов, особенно на тяжелых, транспортных. При испытании самолета встречается немало интересных моментов, а лучше сказать, опасных и трудных положений, из которых нужно выйти во что бы то ни стало, чтобы сохранить людей и технику.

Тут можно встретить и отказы двигателей, и полет, и посадку с неполным числом работающих двигателей, и срывы самолета при определении минимальных скоростей полета, и выполнение полетов на полную дальность над такими местами, где не ступала нога человека и даже зверя. Сейчас у нас выпускаются не такие самолеты, как во время бесстрашного Чкалова: современным моделям присущи огромные скорости, большие высоты и дальности. От летчика-испытателя требуется при испытании определить поведение машины в самых сложных ситуациях, найти дефект, устранить его и пустить самолет в эксплуатацию совершенно безопасным.

Для выполнения таких задач нужно много работать, многое знать.
Своим землякам желаю успешно трудиться каждому на своих местах, сделать город зеленым и красивым, таким, чтобы работать в нем было весело, а жить радостно».

 

Прошли годы. Новому поколению летчиков-испытателей передали эстафету мужества, отваги и геройства бывалые воины. Но не об отдыхе думает летчик Гапоненко. По-прежнему он вереи своей мужественной профессии, которой отдана вся жизнь. Перейдя в гражданскую авиацию, Даниил Васильевич тоже осваивает новые самолеты, новые рейсы. И всегда это новые, неизведанные дороги для командира воздушного лайнера ТУ-114.