Однако, несмотря на принимаемые меры по улучшению
народного образования в Омске, по данным обзора
Акмолинской области за 1896 год отмечалось, что из 9,5
тысячи детей школьного возраста обучение проходили
около 2 тысяч детей, т. е. чуть больше 20%.
Первые шаги внешнего благоустройства Омска начались
после того, как в 1846 году в город приехал работать
архитектор Фридрих Фридрихович Вагнер. За
короткое время он сумел убедить местные власти в необходимости
принятия решения, запрещающего строительство
домов без фундамента, покрытие крыш березовой
корой и земляным дерном. Это решение способствовало
повышению культуры строительства и
благоустройства города.
Одновременно в конце 40-х годов XIX века по рекомендации
Вагнера на улицах города были установлены
первые сто фонарей.
На рубеже XX столетия в Омске делается первая попытка
благоустройства улиц. В 1898 году между мостом
через Омь и горкой — Чернавинский проспект (ныне
улица Ленина) была проложена первая мостовая протяженностью
350 метров, к этому же времени относится и
строительство деревянных тротуаров. Любопытно, что
в ту пору из-за отсутствия местных строительных материалов
дорогу делали из жженого кирпича и гальки.
Вначале из кирпича выкладывали клети, а пространство
в них заполняли мелкой галькой.
В 1904—1914 годах улицы Омска начали мостить
привозным камнем с Урала. Однако с началом первой
мировой войны железная дорога подвоз камня прекратила
и строительство дорог было приостановлено. 
За первые шесть лет (1904—1910 годы) всего было вымощено
около 2 километров улиц, в том числе частично Дворцовая
(ныне улица Ленина), Думская (ныне улица 10 лет
Октября), Томская (ныне улица Лермонтова) и другие.
Строительство сдерживал недостаток средств, но в 1910
году в городе был введен попутный сбор со всех проезжающих
по улицам подвод с товарами. Это позволило
увеличить приток средств в бюджет и направить их на
строительство дорог. В результате этого за четыре предвоенных
года было сооружено около 6 километров дорог,
в том числе улицы: Бутырская (ныне Герцена), 
Казнаковская (ныне Ленина), Капцевича (ныне Красный
путь), Шпрингеровская (ныне Партизанская) и другие.
Общая протяженность мощеных дорог к 1917 году составляла
всего 5,3% от всех улиц города.
Крупным объектом благоустройства того периода
стал железный мост через Омь, построенный в 1903
году.
Если работы по освещению улиц, благоустройству,
мощению дорог и мостовых переходов все же производились,
то озеленение города велось слабо. Не считая
«Любиной рощи», излюбленного места отдыха омичей,
что была посажена на территории, где сходятся теперь
улицы Ленина и Партизанская, в 1851 году, и проданной
городской думой под застройку торговых рядов в
начале XX столетия, других зеленых массивов в городе
практически не было.
Активные работы по озеленению начались лишь в
1914 году после открытия лесопитомника. В это время
был посажен бульвар на берегу Оми, между мостом и
зданием городской думы, Саниковский бульвар — участок
территории, где в настоящее время находится кинотеатр
им. Маяковского. Общая протяженность этих посадок
составила 700 метров, и там было высажено около
600 деревьев.
В 1916 году была озеленена площадь «плац-парада»
— бывшей территории крепости. В настоящее время
на том месте оборудован выставочный сквер садоводства
и зеленого строительства. На этом и заканчивался
перечень озеленительных работ.
В июле 1914 года началась первая мировая война.
Русская армия терпела поражение за поражением. На
фронте и в тылу нарастал гнев народа против царских
властей. Только в 1916 году в антиправительственных
выступлениях участвовало более миллиона человек: солдат
и гражданского населения России.
Становилось ясно, что война не смогла остановить
развитие революционных процессов, как на то рассчитывало
царское правительство, начиная войну, а наоборот
усилило их. В феврале 1917 года в стране начались массовые
вооруженные выступления против самодержавия.
К восставшим рабочим Петрограда примкнули солдаты
столичного гарнизона. Николай II вынужден был отречься
от престола.
А в это время в административном центре Акмолинской
области Омске, крупнейшем городе Сибири (население
— 113680 человек), на улицах ежедневно маршировало
до 70000 солдат и офицеров, готовящихся к отправке
на фронт.
Мировая война значительно усложнила и без того
тяжелые жизненные условия омичей. Город был наводнен
большим количеством гражданских и военных чиновников,
съехавшихся сюда из Москвы, Петербурга и
других городов, спекулянтами, казнокрадами, 
дизертирами.