Несмотря на свои 275 лет, Омск с каждым годом молодеет, становится все краше. Город сильно изменился, стал нарядным, светлым. Практически на глазах одного поколения омичей в городе произошли колоссальные преобразования.

В конце 70-х годов местным органам власти удалось добиться специального решения правительства России об утверждении генерального плана развития Омска на ближайшие 20 лет. В соответствии с этим решением еще в 1978 году городской Совет разработал и утвердил мероприятия по практической реализации этого плана.

Учитывая сложившуюся динамику темпов роста населения Омска, разработчики проекта подсчитали, что к двухтысячному году его численность достигнет 1500—
1600 тысяч человек. Возведение. новых жилых зданий планируется осуществлять по типовым проектам серии 90, 97 с улучшенной планировкой, повышенной этажности в сочетании со значительным количеством зданий, возводимых по индивидаульным проектам с большей комфортабельностью, а также увеличение объема строительства жилья индивидуального пользования, строящихся по индивидуальным проектам.

 

Основными районами предстоящей застройки определены микрорайоны: «Амурский», «Заозерный», «Старая роща», «Челюскинец», на левобережье микрорайоны 3-й, 5-й, 10-й, 11-й, 12-й, а также Южная зона. Южная зона, по мнению специалистов, считается наиболее перспективной и интересной, там намечается создание ряда городов-спутников Омска и специальных зон отдыха.

В старой центральной части города предусматриваются также значительные работы по строительству новых жилых микрорайонов: Северный, Куйбышевский-1 и 2, Казачий, Красных зорь, по улице Масленникова и других.

Выборочная реконструкция центральной части Омска будет иметь целью дальнейшее формирование архитектурного облика города с учетом создания парадных набережных вдоль рек Оми и Иртыша. Будет уделено особое внимание застройке узловых линий центральной части по улицам Масленникова, 10 лет Октября, Красному Пути, Маршала Жукова, Фрунзе и других.

 

Для осуществления намеченного генерального плана по развитию Омска предусматривалось израсходовать средств в пределах 7—10 миллиардов рублей. При условии реализации намеченного к началу XXI века, в Омске будет около 21—24 миллионов квадратных метров жилой площади, что в пересчете на одного жителя составит около 17—18 квадратных метров. Кроме этого, на каждую тысячу омичей к началу третьего тысячелетия будет приходиться около 135 мест в школах, более 90 мест в детских дошкольных учреждениях, более 115 квадратных метров площади магазинов, около 11—12 квадратных метров зеленых насаждений, а суммарная протяженность асфальтированных дорог достигнет 1500—1700 километров. Все это еще больше облагородит внешний вид улиц и микрорайонов, создаст законченные архитектурные ансамбли. Вышеназванные нормативные цифры характеризуют предполагаемый высокий уровень комфортности проживания омичей.

Можно с уверенностью сказать, что сейчас Омск имеет еще более благоприятные условия и располагает необходимой перспективой для дальнейшего планомерного роста как крупный промышленный центр Западной Сибири. Генеральным планом значительные работы намечено выполнить по застройке проспекта Комарова — главной магистрали Кировского района, должное градостроительное окружение будет выполнено вокруг Музыкального театра, а также у зоны отдыха «Зеленый остров». Здесь планируется построить опытно-показательный жилой массив с молодежными комплексами. Лучшим проектом этой застройки на конкурсной основе был признан проект архитекторов А. М. Каримова и В. П. Паровышника.

 

За последние годы мы с интересом наблюдаем приятные новшества в архитектурном оформлении новых зданий.

Обогащается пластика фасадов, появляются новые 134 архитектурные детали, выделяются новые композиционные акценты. Наиболее ярким примером этого могут служить оригинальные здания на улицах Маршала Жукова, Масленникова, Пушкина, выполненные по индивидуальным проектам. Кроме этого, к 2000-му году планируется закончить формирование Казачьего микрорайона, первого в Омске, где делается серьезная попытка сохранить оставшееся историческое наследие — старый форштадт, его душу.

Большую и благородную цель поставили перед собой омские архитекторы, работающие над проектом застройки улицы маршала Жукова. Она должна, по их интересным наметкам, застраиваться домами-башнями, напоминающими в какой-то степени известный в Омске дом со шпилем на пересечении улицы Масленникова и проспекта К. Маркса. Архитекторы преисполнены желанием вдохнуть в оформление улиц колорит, присущий наиболее интересным зданиям исторического центра города периода дореволюционной застройки.
Многие горожане сейчас начинают понимать, что бережное отношение к тому, что досталось нам от предшествующих поколений, является важнейшим показателем культуры и духовного богатства народа.

 

Хорошо известно, что в минувшие годы в пылу ускоренного строительства жилых зданий было много уничтожено исторических объектов. Сейчас пришла пора «собирать камни», сохранить максимум того, что еще не разрушено, и даже возвратить к жизни из небытия отдельные здания. 
К примеру, Серафимо-Алексеевскую часовню, построенную на пожертвование омичей в память о русских воинах, погибших в русско-японскую войну 1905—1906 годов, находившуюся когда-то у железного моста, в створе улицы Ленина.

Нельзя не вспомнить добрыми словами благодарности творческий коллектив зодчих: Ю. А. Захаров — руководитель, скульпторы Ю. Ф. Зайченко, Л. И. Семенов, С. А. Голованцев, А. А. Цимбал, архитекторы Г. И. Нарицына и Т. Л. Мороз, которые на общественных началах работают над проектом главной площади города. Крупными объектами строительства в Омске в завершающие годы XX столетия будут: широкоэкранные кинотеатры в Куйбышевском и Ленинском районах, Дворцы культуры заводов имени Попова и имени Карла Маркса, производственного объединения «Омскэлектроточприбор».

Вырастут новые здания областной научно-технической библиотеки имени Пушкина на два миллиона томов, высотное здание гостиницы на 1000 мест на набережной Тухачевского, ТЭЦ-6, аэропорт в районе поселка Федоровка, Дворец пионеров в Кировском районе, путепроводы на улицах Химиков, 10 лет Октября и проспекта Губкина, окружная автомобильная дорога. В эти же годы планируется построить ряд медицинских учреждений, закончить строительство корпуса издательско-полиграфического комплекса «Омич».

 

На Левобережье планируется построить новый культурно-спортивный комплекс — неповторимый оазис зелени и тишины, так необходимой омичам для душевного отдыха. В нем намечается построить стадион на пять тысяч мест, детские развлекательные городки, игровые автоматы. Но главное — здесь задумано строительство детской железной дороги протяженностью около трех километров. Общая площадь комплекса будет около 500 га, это почти в девять раз больше, чем площадь «Зеленого острова».

 

Наряду со значительными объемами нового строительства в Омске намечается провести крупные реставрационные работы на ряде объектов, в том числе, бывшего здания областной библиотеки имени А. С. Пушкина, бывшего театра музыкальной комедии (Дворянское собрание), где предполагается разместить театр кукол, а также других объектов, расположенных на улицах Ленина, Партизанской и других.

 

Одной из задач нового руководства областью является укрепление берега реки Иртыш на протяжении ее протекания в створе города Омска. Изгибы и излучины постепенно подмывают берег, а ведь вдоль все береговой линии и на правом, и на левом берегу нашего областного центра уже вырастают новые жилые кварталы, причем новые дома возводятся порой в 100 метрах от самой реки. Наряду с проблемой обеспечения адекватного водозабора проблема берегоукрепления стоит также остро.

 

Постоянная забота омичей — организация работы городского транспорта. Все дело в том, что география расположения Омска имеет свою особенность. Город расположен вдоль берегов Иртыша и простирается с севера на юг более чем на 40 километров, тогда как с востока на запад лишь на 15. Основные траспортные магистрали расположены в направлении север-юг и работают со значительной перегрузкой.

Поэтому омичи испытывают большие неудобства в перевозках и возлагают большие надежды на будущее метро. Недалеко то время, когда омичи, увидевшие на улицах города символическую букву «М», с гордостью скажут добрые слова признательности строителям, подарившим городу лучший вид транспорта — метро.