В 1847—1854 годах после присоединения к России
Семиреченского и Заилийского краев территория Западно-
Сибирского генерал-губернаторства значительно возросла.
Бывший губернатор Гасфорт обратился в правительство
с предложением о разделении восточно-казахстанских
степей на две части. Его предложение было
принято. 19 мая 1854 года был подписан указ об образовании
двух областей: Сибирских киргизов, с областным
центром в Омске, и Семипалатинской. В связи с
этим в Омске бывшее пограничное управление реорганизуется
в областное управление, а пограничный начальник
становится военным губернатором области Сибирских
киргизов.
В результате этих изменений 7 октября 1854 года
последовал приказ военного министерства об упразднении
Омской крепости.
О значении Омска, как крупного административного
центра, говорит и такой факт: в 1861 году город один из
первых в Сибири был соединен телеграфной линией связи
с Оренбургом, а через год телеграф имел два аппарата,
с помощью которых осуществлялась постоянная
связь с Москвой и другими городами. В 1882 году Главное
управление Западной Сибири было упразднено и
вместо него создано генерал-губернаторство Степного
края, в которое вошли Акмолинская, Семипалатинская
и Семиреченская области. Омск становится административным
центром Степного края и одновременно областным
центром Акмолинской области.
В 1884 году в городе были установлены первые два
телефона, один — во дворце губернатора, второй — в
канцелярии губернатора.
Каким же был административный центр Степного
края? В обзоре Акмолинской области за 1883 год в «Ведомости
о фабриках и заводах» сообщалось, что в Омске
работало 15 заводов, которые в течение года выпустили
продукцию на сумму 204285 рублей. Основными
предприятиями были: винокуренный завод, где работало
80 человек,— годовой объем выпускаемой им продукции
оценивался в 80344 рубля, два водочных завода, на
которых работало 16 человек. Они в год давали продукции
на 39114 рублей. На остальные 12 предприятий приходилось
менее половины выпускаемой городом продукции.
В 80-х годах XIX столетия Омск по-прежнему оставался
неблагоустроенным и грязным городом. В 1883
году городская дума принимает решение о закладке в
городе первого питомника площадью 2,5 гектара. В питомнике
через три года насчитывалось 1,6 тысячи различных
деревьев, что позволило горожанам начать озеленение
города.
Крупнейшим событием конца XIX столетия в развитии
Омска явилось окончание строительства западного
участка железной дороги и прибытие 21 августа 1894
года на Омский «Пост» — так в то время называлась
станция на левом берегу Иртыша, впоследствии переименованная
в станцию Куломзино.
В середине 90-х годов XIX столетия в Омске было
закончено строительство железнодорожного вокзала и
почти одновременно в 1896 году был введен в эксплуатацию
железнодорожный мост, построенный по проекту
известного инженера Н. А. Белелюбского, позволивший
открыть регулярное движение поездов до станции
Омск и далее на восток страны.
С открытием движения по Транссибирской магистрали
резко увеличился приток иностранного капитала в
Сибирь, экономика Омска сделала крупный скачок вперед.
В печати того времени отмечалось, что «необыкновенное
нашествие на Сибирь иностранных предпринимателей
может угрожать если не политической, то экономической
опасностью. Иностранный капитал в Сибири
смотрит на себя, как на европейца, временно основавшего
фактории среди дикарей, владеющих юридически
огромными естественными богатствами».
К началу XX столетия население Омска достигло
50,8 тысячи человек. На более ста различных предприятиях
трудилось около 900 человек (без учета предприятий
железной дороги), объем выпускаемой продукции
составлял 945,7 тысячи рублей.
В 1901 году в Омске насчитывалось 14 заграничных
фирм по скупке масла, которыми только в 1900 году из
Омска и области было вывезено его более 840 тысяч
пудов. Таким образом, новый XX век начался резким
повышением темпов производства во всех отраслях хозяйства.
За Омском стала укрепляться слава будущего
торгового центра Сибири.
Г. Н. Потанин в очерке «Города Сибири» писал:
«Из военного Омск стремится превратиться в купеческий
пакгауз, дробь барабанов хочет сменить щелканье
счет».