К 1920 году в Омске сохранилось наследие годов гражданской войны: разруха, болезни и нужда. Но более страшным была неподготовленность к 1919/20 учебному году. Школы были закрыты, так как в них находились лазареты для тифозных больных и госпитали с ранеными.  Потребовалось немало усилий местных Советов, чтобы освободить школы и начать в них учебу.  

13 декабря 1919 года Омский Губревком принял постановление о ликвидации неграмотности на территории всей Омской губернии. К началу нового учебного года было открыто 1179 школ и пунктов ликбеза, а на 1 января 1920 года количество работающих школ достигло 2218.

В 1920—1921 годах только в пунктах ликбеза обучалось 16546 человек.
В 1923—1924 годах в Омске работало 32 школы, в которых обучалось 5550 учащихся, или 28,2% детей школьного возраста.

К концу восстановительного периода, в 1925—1926 годах, в школах обучалось уже 64,8% детей.  В декабре 1919 года начались занятия в сельскохозяйственном институте. В то время в нем было три факультета: агрономический, лесной и инженерный. В апреле 1920 года ветеринарно-зоотехнический факультет сельхозинститута был преобразован в ветеринарно-зоотехнический институт. В августе следующего года был основан медицинский институт, который уже через три года произвел первый выпуск врачей.  В это же время в Омске был открыт институт народного образования, впоследствии преобразованный в педагогический техникум.


В марте 1920 года при сельхозинституте был открыт рабочий факультет, на котором осенью начали заниматься 546 человек. В этом же году были начаты занятия и в техникумах: механико-строительном, сельскохозяйственном, педагогическом, художественно-промышленном, железнодорожно-строительном и музыкально-педагогическом.  

Значительные успехи в системе народного образования были достигнуты к 1940 году. Если к началу первой пятилетки в городе работало 42 школы (из них только три давали среднее образование), где учились 3980 детей, то в 1940 году количество школ увеличилось до 52, в том числе двадцать две средние, в них обучались 34000 детей.

В 1931 году было принято постановление городского Совета «об обязательном всеобщем начальном обучении детей от восьми до одиннадцати лет». 
По переписи населения Омска 1938 года в городе было 99,4% взрослого населения грамотных, этому в значительной мере способствовала широкая сеть городских и областных ликбезов.


За первые пятилетки в Омске были построены: школа № 54 на улице Сыропятской, школа на 800 мест по улице Лермонтова, школа на 400 мест по улице Ипподромной, школа № 60 на 800 мест по улице Долгирева и ряд других.

Большим событием явилось открытие в 1930 году автомобильно-дорожного института в составе двух факультетов: дорожно-строительного и автомеханического, а в 1932 году педагогического института с факультетами: литературным, физико-математическим и биологическим.  
В 1938 году в институте дополнительно были открыты исторический и географический факультеты.  

В июне 1931 года по постановлению Президиума ВАСХНИЛ был создан крупнейший на востоке страны научно-исследовательский институт сельского хозяйства — СибНИИСХоз.
К 1939 году в Омске и области уже работало более 20 научных учреждений.


В довоенные годы Омск был единственным научным центром на востоке страны, высшим учебным заведениям которого было предоставлено право приема к защите кандидатских и докторских диссертаций по ряду отраслей знаний.

Ученые сельскохозяйственного института (Н. В. Цицин, А. Д. Кизюрин, К. П. Горшенин, И. П. Попова и др.) занимались выведением новых сортов сельскохозяйственных культур, пригодных для разведения в Сибири и дающих повышенные урожаи.

Создавались новые машины и приборы, к примеру, фарватерскоп профессора Черепанова, который явился прообразом радиолокатора и нашел широкое применение на флоте. Оказывалась помощь производственникам в улучшении и совершенствовании технологии производства и организации труда.

До 1940 года в Омске было открыто шесть высших учебных заведений: сельскохозяйственный институт, ветеринарный, медицинский, автодорожный, педагогический и институт народного образования (позднее реорганизованный в педагогический техникум). В начале 30-х годов в вузах города училось 2450 человек, а в 1940 году — 5514.

До войны вузами города для Западной Сибири и Омска было подготовлено 9264 специалиста, в том числе 3050 человек для сельского хозяйства, 2423 — для здравоохранения и 1468 — для народного образования.  Создание институтов позволило поднять на новую ступень всю систему научно-преподавательской работы в Омске и решить важнейшие вопросы подготовки кадров.  

С ростом количества высших учебных заведений росло и количество научных работников. Так, в 1939 году в вузах города работало 37 профессоров, 138 доцентов, 68 старших научных работников. Из них: 87 женщин, среди которых был один доктор наук, 11 кандидатов наук, два профессора, шесть доцентов.  За 1937—1939 годы учеными Омска было издано 35 научных трудов и 41 работа подготовлена к печати.  

Уже 10 марта 1917 года в Омске вышла первая советская газета «Известия» — орган Омского Совета рабочих и военных депутатов. Она сыграла значительную роль в мобилизации омичей на защиту революции в Сибири.  

Под этим заголовком она издавалась до лета 1918 года.
С 26 ноября 1919 года в городе начала издаваться газета «Советская Сибирь». С 1921 года она стала выходить под названием «Рабочий путь». После преобразования Омского округа в область, в 1934 году, газета получила название «Омская правда». 
В год пятидесятилетия со дня выхода первого номера газеты она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.  

Летом 1921 года в Омске была организована первая в Сибири музыкальная школа, в это же время были открыты 12 молодежных, детских и национальных клубов и более 20 народных библиотек.