В конце августа на губернаторском портале появилась новость о том, что область приступает к практической реализации проекта строительства «Омск-Федоровки»...

 


Что это? Очередная «утка»? Или же проект, заложенный почти треть века назад и являющийся одним из самых печально известных долгостроев в истории Омской  области, действительно потенциально рентабелен и востребован на рынке авиаперевозок? А, может, дело в «лакомом куске», не дающем кому-то покоя, - землям действующего аэропорта «Омск-Центральный»? 
Тогда где логика в том, что совсем недавно, в первой половине августа, начался его капитальный ремонт стоимостью 14,6 миллионов рублей? Разных строительных материалов туда завезли горы, к примеру, ту же керамическую плитку. А этот материал может быть разных размеров, разных цветов и оттенков. Да и по качеству керамическая плитка также разнится. 

Но вернемся к нашему старому-новому строительству. Недавно было вновь принято решение о возобновлении строительства, как это уже было в 1996, 2001, 2005, 2008 годах. На этот раз аэропорт планируют запустить в эксплуатацию к 2016 году. Почему же мы «не полетели с Федоровки 7 ноября 2008 года», как пророчил губернатор Омской области Л.К. Полежаев в декабре далекого 2005-го?

Почему «заморожен»?

Основная причина, по которой аэропорт так и не был достроен - банальная нерентабельность. В советское время гражданская авиация была планово-убыточной сферой, однако при командной экономике, когда все государство работает как единое предприятие, на это внимания не обращали. На момент развала СССР отправка пассажиров в омском аэропорту превышала 1 млн. человек в год, а всего за 10 последовавших лет снизилась до 170 тыс. - цены на авиабилеты с приходом демократии многим стали не по карману.

Странно то, что к 1995 г., когда инфраструктура аэропорта была готова почти на 60%, а областной бюджет должен был изрядно пополниться за счет огромных налоговых поступлений от новоиспеченной «Сибнефти», финансирование окончательно прекратилось. Инфраструктура аэропорта пришла в запустение и была частично разворована. Все последующие попытки достроить объект потерпели крах «по причине недостаточного бюджетного финансирования».


Камень преткновения
Почему же «Федоровку» хотят достроить? Может, действующий аэропорт «Омск-Центральный» и обладает определенными недостатками - не имеет возможности принимать многие типы самолетов, да и сами самолеты, летающие над городом, представляют определенную опасность.

Однако «Омск-Центральный» можно рассматривать и под другим углом - как «лакомый кусок» земли под застройку. Действительно, площадь аэропорта огромна и расположена в самом центре, где «выбить» территорию под строительство становится все сложнее. К тому же, расположение аэропорта в черте города не позволяет возводить «выгодные» высотные здания.


За спиной государства
Пожалуй, единственное, что долгое время спасало «Омск-Центральный» от передела между областью, Росавиацией и частными инвесторами - это то, что 85% его акций принадлежали государству. ОАО «Омский аэропорт» не раз пытались обанкротить с целью дальнейшей приватизации, однако все попытки были тщетны, во многом благодаря усилиям экс-генерального директора С. Круглова, умело отбивавшего атаки.

Однако финальная точка в этой борьбе давно поставлена - Указом президента РФ Д. Медведева от 16.06.2009 г. акции ОАО «Омский аэропорт» были переданы правительству Омской области, а Круглова следом сняли с должности.


Что же будет?!
Дальнейшие события относительно «Федоровки» стали разворачиваться довольно активно - в январе 2010 г. был объявлен открытый конкурс на разработку бизнес-плана, в марте того же года определились его победители, в ноябре рассчитана стоимость проекта -5,3 млрд. руб.

И вот, наконец, 31 августа 2011 г. было объявлено о создании ОАО «Омск-Федоровка» как заказчика строительства. 51% акций будет принадлежать частному инвестору, в качестве которого претендует выступить НПО «Мостовик», а 49% - Омской области. При этом инвестор обязан вложить в постройку порядка 3,8 млрд. руб. и получить по договору во владение землю «Омск-Центрального» стоимостью более... 90 млрд. руб.! Выгодная сделка, не правда ли?

Открытым остается другой вопрос: если скоро у нас будет новый аэропорт, зачем же тогда в августе принялись за капремонт старого? На этот вопрос министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области А. Горбунов ответил еще в 2010 г., и весьма пространно: «Если в действующем аэропорту не будет развита авиационная деятельность, переносить в Федоровку нам будет нечего». 

Вывод очевиден: аэропорт строим, а в его рентабельности до сих пор не уверены. Что подтверждается недавним отказом от проекта нескольких крупных инвесторов, среди которых Внешэкономбанк и Саудовская Аравия.