На днях видел на одном форуме сообщение – люди собираются ехать группой автомобилей из Омска в Сочи летом этого года.

Сразу вспомнилось наше путешествие из Омска в Сочи на автомобиле.
Было это пару лет назад – в 2009 году.
Собралось нас три семьи – новичков в дальних путешествиях. Максимальные наши автопоходы были в пределах суток езды. И тут такое сразу…
В общем, решение принято, тем более, что все остальные варианты – самолетом, поездом – дорого.
Были подготовлены машины к поездке. Я на Фунтике (Тойота Фан-карго),  одна семья на Ниссане Пульсаре и одна – на ВАЗе 2110. Машины проверены, заменены кое-какие детали, просчитан курс до Сочи по навигатору и картам автомобильных дорог.


Благо навигатора у нас было два – у меня на коммуникаторе и у товарища на «десятке».
Я еще для случая загрузил карты Абхазии, найденные в Интернете. Правда, карты старые, дореволюционные (в смысле – до распада СССР), но и такие пойдут на безрыбье.

Сразу скажу – в дороге навигатор ооооочень пригодился, особенно в крупных городах, где интенсивное движение, где большие пробки, где запросто заблудиться в разных разметках и не заметить указатель. Однако, учитывая неточность некоторых карт, особенно по разным сельским дорогам, запросто заблудиться и с ним.

В общем, выехали мы 1 августа 2009 года из Омска ранним утречком на федеральную дорогу в сторону Тюкалинска, далее – до Ишима.

Благополучно преодолели расстояние до Кургана, куда приехали вечером. Дорога в основной своей массе нормальная, но местами разбитая вдребезги, особенно в Тюменской области. К слову,  таких плохих дорог больше нигде по дороге в Сочи не встречал.

В Кургане переночевали у знакомых и у родственников. А если бы не было таковых – ехали бы дальше до Челябы, чтобы преодолеть Урал по утру.
В общем, из Кургана мы выехали в 7-00. До Челябинска там около 250 км – дорога хорошая, преодолели мы это расстояние быстро.

В Челябинске решили поехать через город и не прогадали. Там всего две магистральные дороги (для нас), по одной въезжаешь в город, по другой выезжаешь из него. Так и не заметили, как проехали миллионный город на Урале.

На выезде из Челябинска «десятка» забарахлила. Была жара, и какой-то там шланг, по всей видимости бензонасос (я не автомеханик и для меня все это полная тьма) стал перегреваться. После разных поисков подходящего сервиса на выезде из Челябинска попробовали намотать влажную тряпку на шланг и машина с горем пополам поехала. Но это ненадолго. Через каждые 50-100 км она опять глохла, тряпку мочили и снова ехали. Потом, правда, перед Волгоградом фильтр тонкой очистки совсем сняли и так доехали до самого Сочи уже нормально.

Думаем, как хорошо путешествовать на Урале – холмы, леса. Однако, вскоре начались настоящие горы. Мой Фунтик на автомате с двигателем 1,3 ползет в гору еле-еле, на скорости 60 км/ч без овердрайва педаль в пол – все равно 60. Десятка в этом плане получше – может разогнаться и побольше, особенно когда надо обогнать какой-нибудь вонючий КАМАЗ. Именно на Урале я оценил сполна благо от наличия автомобильного кондиционера. Жалко было друзей в «десятке».

Как назло в тот год правительство решило ремонтировать мосты по всей стране. В итоге, около города Сим, что на Урале, скопились сотни автомобилей – очередь на десять километров. Прождали 2 часа, пока проехали этот участок ремонтируемого моста. Ну как так можно? Один-единственный мост на всю страну, который соединяет Европу и Азию. И он наполовину закрыт в августе месяце, когда все едут в отпуска.

В общем, подходил к концу второй день нашего путешествия. Позади была уже Башкирия с ее строгими гаишниками (которые нас ни разу не остановили, потому как там тоже вовсю строились дороги и движение было ограничено и двигались все медленно).
Кстати, Башкирия запомнилась гаишниками в белой форме и отличными во всех отношениях дорогами. Дороги просто зеркало – едешь и наслаждаешься, особенно перед и после Уфы. Кстати, в Уфу заезжать не надо – проезжаешь ее мимо.

Остановились мы в каком-то мини-отеле на границе с самарской областью. Переночевали за 750 рублей номер на три семьи и двинулись поутру дальше.

В Самаре мы были ближе к полудню. Ехали через весь город. Кстати, именно в Самаре я увидел впервые реверсивное движение, когда утром все едут на работу в город, а вечером – с работы и включаются то одни, то другие светофоры. Еще Самара запомнилась цыганами, снующими возле различных кафе, супермаркетов и т.д. Так и не удалось нормально поесть за городом (почему мы в городе не зашли в супермаркет?). Доехали до Чапаевска (хотя и крюк дали небольшой, но есть сильно хотелось) и там поели, отдохнули полчасика и двинулись дальше.

Дорога до Саратова ничем не запомнилась.
В Саратов сам заезжать не надо – есть хорошая объездная дорога через Волгу и вокруг Саратова.
А вот от Саратова начались длительные затяжные холмы. Взобрался на холм – впереди уходит дорога вдаль до горизонта абсолютно прямой линией. Едешь по ней около получаса, взбираешься на другой холм  - а там то же самое. На таком холме меня на обратной дороге и поймал гаишник. Он сидит на самой вершине. Его не видно. Но у него камера с компьютером. Превысил скорость, выехал на встречку, решил обгонять при запрещающем знаке – все видно как на ладони. А если еще и пустят впереди тебя какую-нибудь «буханку» со скоростью 40 км/ч.
Все, кто собирается ехать на своей машине из Омска в Сочи, остерегайтесь таких спусков и подъемов!

На фото: мост через Волгу

До Волгограда до ночи не успели доехать. По темноте ехать некомфортно – машин очень много, дороги местами очень узкие, темно, устал, глаза слепят, обгонять напряжно. В общем, решили остановиться в мини-отеле с душем. Выспались и снова в путь.

В Волгограде мы были часов в 10-00 по местному. Однако, памятуя пробки в Самаре, решили через город не ехать. Понадеялись на навигатор и поехали в кратчайший объезд.
Кстати, если кто захочет ехать через Ростов – тому направо. Однако это почти на сутки дольше, по километрам выходит около 600 лишних. Это вам надо?
В общем, едем-едем в объезд города-героя Волгограда, никак не найдем ту дорогу, на которую надо сворачивать. А навигатор кажет, что мы этот поворот совсем проехали. Решили обратно вернуться – так вот она – какая-то проселочная дорожка между одноэтажными домами, ведущая в никуда.

Едет навстречу фура. А у товарища на Пульсаре была радиостанция, которая ловила все переговоры дальнобойщиков. Очень, кстати, хорошая вещь. Обо всех постах ГАИ, обо всех засадах было известно заранее. Дальнобойщики предупреждают всех своих встречных, и у тех, кто имеет такую рацию, есть об этих подлянах вся информация.
В общем, едет навстречу фура, и дальнобой говорит – «вы тоже по навигатору едете? Там дальше дорога совсем проселок, да еще ее развезло после дождя, вы не проедете, я сам вернулся и поеду через город». Мы подумали-подумали и решили поехать в объезд по более дальней дороге и не прогадали. Дорога вся свободная, навстречу только дальнобойщики едут. Кстати, в обратную дорогу мы решили поехать через Волгоград – побывать на мемориале «Родина-мать». Так добирались до мемориала без малого два часа. Город сильно вытянутый вдоль всей Волги, дороги все плохие, волнами (прямо как на Волге), много светофоров, пробки постоянные.

Дальнейшее наше движение на навигаторе не прокладывалось, так как это были уже не федеральные дороги, а местные. А если начинал прокладывать маршрут по навигатору – он шел обратно через Волгоград, дальше через Ростов и дальше на Сочи. В общем, ехали просто по карте, без маршрута.

Следующий промежуточный пункт – поселок Октябрьский, дальше – Котельниково, Дальше – через Пролетарск – на Сальск. Дальше мимо Сальска – на Тихорецк. В сам Тихорецк опять же не заезжаем, так как это направо (ну если только посмотреть на вагончик на станции, про который пела Пугачева), а нам надо налево – по направлению на город Кропоткин.

В Кропоткине мы заночевали в очередной раз. Рано утром, в 5-00 мы проснулись. Было еще темно. Поели-попили и в путь. На мост и в сторону Краснодара – там одна дорога.
Дороги в Краснодарском крае – одно загляденье. Зеркало. Такие же, как в Башкирии, даже лучше.

Краснодар остается справа, мы едем в направлении Джубги. Дальше едем по указателям – там они везде.

Доезжаем до Джубги, поворачиваем налево – и до Сочи по серпантину, до тошноты. И остановиться почти негде, так как дорога только в одну полосу. Очень не понравилась такая неустроенность вдоль дороги. Только на заправке и отдохнули – и опять в путь – прямиком до Адлера. В Адлере, естественно, пробки – Олимпийская стройка в самом разгаре. Город грязный, очень запыленный, влажность высокая и жара невыносимая. Все это наряду с рекламными щитами, коих миллион, с субтропической природой создает некое чувство какого-то эклектизма, соединения несоединимых вещей.

Но наша дорога была еще дальше – до Абхазии. Доехали мы до границы с Абхазией очень быстро – там по прямой, никуда не сворачивая, на протяжении 10 минут – и ты на границе.


Граница какая-то странная – вот они жилые кварталы, магазины, кафе – вот мост – он же граница и пропускной пункт. Прошли мы этот пункт тоже сравнительно быстро, за 20 минут на все про все.

И вот мы в Абхазии, стране души. Однако, даже первые впечатления от этой страны оказались какими-то странными, как будто мы попали обратно в Россию 90-х годов. На улицах грязно, везде бродят коровы и другие домашние животные, люди неприветливые и стараются заработать на всем и на всех. Если они видят россиянина – значит на нем можно заработать. Вообще абхазцы россиян ни во что не ставят. Себя они превозносят выше всех и гордятся этим. Хотя страна из себя ничего не представляет – ничего не производит, только мандарины, мимозу, да еще несколько фруктов экспортирую опять же в Россию. На границе можно увидеть столпотворения абхазцев, старающихся покинуть страну, чтобы продать свои фрукты в Адлере. В общем, жалкое и неприятное зрелище, подкрепленное устойчивым чувством, что тебя готовы обмануть на каждом шагу и развести на деньги. При этом никакого абсолютно сервиса тебе не предлагают – в лучшем случае старенький домик с удобствами на улице. И пляж с битыми бутылками. И на пляже пьяные компании молодых людей с подвыпившими девахами. В общем, с детьми лучше не езжайте в Абхазию – только потеряете деньги и получите разочарование от отдыха.



Получив такой «холодный душ», мы развернулись всей компанией и в этот же вечер выехали обратно в родную Россию, тут же свернули после границы налево – в совхоз «Россия», нашли приемлемые цены и хороший сервис недорого, по такой же цене как в Абхазии. А учитывая близость Абхазии, мы еще получили и чистое как слеза море.

Вот так закончилось наше путешествие из Омска в Сочи, в Абхазию и обратно.

Обратная же дорога, из Сочи (Адлера) в Омск прошла без особых происшествий (если не учесть нескольких штрафов гаишникам), так как пошла уже по накатанной.